Для членов профсоюзов

- Кому и зачем нужен Профсоюз?
- Трудовой кодекс Для членов профсоюзов
- Памятка для члена Профсоюза
- Финансы против «социалки»
- Для чего коллективный договор необходим бизнесу?
- Выступление В.В. Путина на 9 съезде
- ФНПР в меняющемся мире
- Глава региона, профсоюзные лидеры ЕАО и ДФО обсудили вопросы взаимодействия
- Надбавки и доплаты к заработной плате работников


Кому и зачем нужен Профсоюз?

Что такое профсоюз?
Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами. Каждый человек, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

Что даёт членство в профсоюзе?
Члены профсоюза на законных основаниях могут объединяться и коллективно защищать свои права.
Членство в профсоюзе даёт право представлять сторону работников в коллективно-договорном процессе и заключать от их имени и в их интересах коллективные договоры и соглашения.
Члены профсоюза имеют возможность коллективно отстаивать свои интересы в области оплаты труда, чтобы стоимость рабочей силы поддерживалась на уровне, соответствующем стандартам социального государства.
Члены профсоюза имеют право на:
- защиту своих социально-экономических интересов:
- защиту при задержке выплаты заработной платы;
- защиту при всех нарушениях трудового законодательства;
- бесплатную юридическую помощь и защиту в суде;
-помощь и поддержку в улучшении жилищных условий, выделении кредитов и субсидий;
- помощь в организации санаторно-курортного лечения членов профсоюза на льготных условиях;
-помощь в оформлении дел во ВТЭК при несчастных случаях или профзаболеваниях;
- помощь в повышении квалификации, в обучении новым профессиям;
- материальную помощь.

Как вступить в профсоюз?
Необходимо подать заявления:
1. В первичную профсоюзную организацию о приёме в члены профсоюза.
2. Руководителю организации о перечислении профсоюзного взноса в размере 1% от заработной платы работника на счёт профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации.



Трудовой кодекс Для членов профсоюзов

Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя учитывать мнение профсоюзной организации (ст.ст. 371, 372, 373). Напомним, в каких случаях работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа:

• введения режима неполного рабочего времени на срок до шести месяцев и его отмены (ч. 5,6 ст. 74 ТК РФ);
• привлечения работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 ТК РФ (ч. 3 ст. 99 ТК РФ);
• определения перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст.101 ТК РФ);
• разделения рабочего дня на части с тем, чтобы общая продолжительность рабочего времени не превышала установленной продолжительности ежедневной работы (ч. 3 ст. 105 ТК РФ);
• определения порядка и условий выплаты работникам (за исключением работников, получающих оклад или должностной оклад) дополнительного вознаграждения за нерабочие праздничные дни, в которые они привлекались к работе (ст. 112 ТК РФ);
• привлечения работников к работам в выходные и нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч .2. ст. 113 ТК РФ (ч. 5 ст. 113 ТК РФ);
• установления дополнительных отпусков, не предусмотренных законодательством (ст. 116 ТК РФ);
• определения очередности предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков (ч. 1ст. 123 ТК РФ);
• утверждения формы расчетного листка (ч. 2 ст. 136 ТК РФ);
• введения системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повышение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу (ст. 135 ТК РФ);
• установления различных систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок работников государственных и муниципальных учреждений (ч. 5 ст. 144 ТК РФ);
• установления конкретных размеров повышенной оплаты труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также в ночное время (ч. 3 ст. 147, ч. 3 ст. 154 ТК РФ);
• применения системы нормирования труда (ст. 159 ТК РФ);
• принятия локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ч. 1 ст. 162 ТК РФ);
• принятия необходимых мер, предотвращающих массовые увольнения работников (ч. 4 ст. 180 ТК РФ);
• утверждения правил внутреннего трудового распорядка, которые, как правило, являются приложением к коллективному договору (ч. 1 ст. 190 ТК РФ);
• определения форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждения перечней необходимых профессий и специальностей (ч. 3 ст. 196 ТК РФ);
• разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда для работников (ч. 2 п. 21 ст. 212 ТК РФ);
• установления норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовым нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ч. 2 ст. 221 ТК РФ);
• утверждения порядка применения вахтового метода (ч. 4 ст. 297 ТК РФ);
• увеличения в исключительных случаях на отдельных объектах продолжительности вахты до трех месяцев (ч. 2 ст. 299 ТК РФ);
• утверждения графика работы на вахте (ч. 1 ст. 301 ТК РФ);
• определение размера, условий и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у других работодателей (за исключением лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях) (ч.8 ст.325 ТК РФ);
• определение размера, условий и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, заключившим трудовые договоры о работе у других работодателей, и работникам данных работодателей (за исключением лиц, заключившим трудовые договоры о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, и работникам указанных органов) (ч. 5 ст. 326 ТК РФ);
• расторжения трудового договора в соответствии с пунктами 2,3 или 5 части первой статьи 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профсоюза (ст.373 ТК РФ);
• принятия локальных нормативных актов (ст.372 ТК РФ)

Важный момент!
Федеральным законом от 28.06.2014 N 199-ФЗ внесены изменения в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации, которой в новой редакции предусмотрено, что увольнение в соответствии с пунктами 2 или 3 части первой статьи 81 ТК РФ с работником, являющимся руководителем (его заместителем) первичной профсоюзной организации, не освобожденной от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 5 части первой статьи 81 ТК РФ, вышеназванных работников, допускается помимо общего порядка увольнения только с учетом мотивированного мнения соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

Указанный перечень не является исчерпывающим. Коллективным договором или соглашением могут быть установлены иные случаи учета мнения профсоюзного органа. Следует отметить, что если, например, коллективным договором предусмотрен порядок установления системы оплаты труда, то в таком случае учитывать мнение профсоюзного органа в соответствии с требованиями ст. 372 ТК РФ не нужно, поскольку данный вопрос уже урегулирован коллективным договором.



Памятка для члена Профсоюза

В связи со сложившейся финансовой ситуацией в стране, на многих предприятиях работодатели объявляют о сокращении численности или штата работников, о начале простоя, о введении режима неполного рабочего дня и (или) неполной рабочей недели.
Что должен знать работник, если на предприятии объявили о сокращении:
Получив письменное «уведомление или приказ о предстоящем увольнении по сокращению штатов» - не отчаивайтесь! Внимательно ознакомьтесь с текстом документа. Не принимайте никаких поспешных решений! Не торопитесь подписывать предоставленные работодателем документы! Если Вы член профсоюза, посоветуйтесь с председателем профсоюзной организации! На обдумывание и принятие оптимального для Вас решения есть два месяца.
Расторжение трудового договора по сокращению численности или штата работников допускается при наличии следующих условий:
1) если имело место реальное, фактическое сокращение штата работников
2) если увольнение продиктовано интересами производства
Работодатель обязан в приказе о сокращении численности или штата указать причины сокращения.
3) если работодатель не может перевести увольняемого работника на другую работу или тот отказывается от предложенной работы
4) если увольняемый работник не имеет преимущественного права оставления на работе по сравнению с другими работниками, равными с ним по квалификации и производительности труда Преимущественное право при оставлении на работе предоставляется
- работникам, имеющим двух или более иждивенцев, а также лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком,
- работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание,
- инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества,
- работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы (ст. 179 ТК РФ)
Не могут быть уволены в связи с сокращением штата:
- беременные женщины; женщины, имеющие детей до трех лет; одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет);
- другие лица, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет) без матери (ст. 261 ТК РФ).
Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе.
5) если работник уведомлен о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца персонально под расписку
В случае массового сокращения (критерии массового сокращения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях (часть 1 статьи 82 ТК РФ, Постановление Совета Министров - Правительство Российской Федерации от 05.02. 1993 г № 99)за три месяца.
6) если было получено мотивированное мнение соответствующего выборного профсоюзного органа (если работник является членом профсоюза, структурой которого является данная первичная профсоюзная организация)
Работодатель не имеет права уволить работника раньше истечения двухмесячного срока, без письменного согласия работника.
При прекращении трудового договора работодатель обязан выплатить выходное пособие в размере среднемесячного заработка. За работником сохраняется средний месячный заработок в течение 2-х месяцев до тех пор, пока он не трудоустроится.
Если работник обратится в течение 2-х недель после увольнения в службу занятости, то средний месячный заработок сохранится и на третий месяц, если он не работает в условиях Крайнего Севера. Если при процедуре сокращения штата руководителем были допущены нарушения, по заявлению уволенного работника, суд может восстановить его на работе!
если переводят на неполный рабочий день, неделю
В случае, когда причины, связанные с изменением организационных или технологических условий труда, могут повлечь за собой массовое сокращение работников, работодатель, в целях сохранения рабочих мест, имеет право, с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, вводить режим неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели на срок до шести месяцев.
Работодатель обязан предупредить в письменной форме за два месяца работника о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора (ст.74 ТК РФ).
Если работник отказывается от продолжения работы в режиме неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, то с ним трудовой договор расторгается.
При этом ему предоставляются соответствующие гарантии и компенсации. При согласии работника трудиться на новых условиях, заключается дополнительное соглашение к трудовому договору, т.к. речь идет об изменении его существенных условий. Изменения определенных сторонами условий трудового договора не должны ухудшать положение работника по сравнению с установленным коллективным договором, соглашениями (ст. 74 ТК РФ).
если расторгается трудовой договор по соглашению сторон или по инициативе работника (по собственному желанию)
Работодатель «предлагает» расторгнуть трудовой договор по соглашению сторон (ст. 78 ТК РФ) или по инициативе работника (по собственному желанию) (ст.80 ТК РФ)?
Работник вправе принять «предложение», но он должен знать, что лишается тех гарантий, которые распространяются при расторжении трудового договора в случае сокращения штата, а именно: Работнику, уволенному в связи с сокращением численности или штата, сохраняется заработная плата в течение трех месяцев после увольнения, а работнику предпенсионного возраста, по ходатайству органов по труду и занятости может быть оформлена досрочная трудовая пенсия.
Если работодатель направляет работника в вынужденный Простой
Простой возникает из-за отсутствия организационных или технических условий, создавать которые - обязанность работодателя.
Работник должен знать, что в соответствии со ст.157 ТК РФ - время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.
если нарушены трудовые права
Член Профсоюза может обратиться в:
- Первичную профсоюзную организацию;
- областные отраслевые комитеты;
- Федерацию профсоюзов ЕАО;
- Комиссию по трудовым спорам (КТС);
- Государственную инспекцию труда
- Прокуратуру;
- Суд



Финансы против «социалки»

Социальный блок правительства не намерен пересматривать свои расходы

Российские работодатели намерены ответить экономическому кризису увольнениями работников, увеличением цен на продукцию и сокращением инвестиционных программ. Об этом говорится в материалах заседания Российской трехсторонней комиссии, прошедшего 24 апреля. Что касается бюджетной сферы, то накануне Минфин предложил «вернуться к идее оптимизировать расходы на социальные учреждения». Однако вице-премьер Ольга Голодец заявила, что пересмотра бюджета в зоне ответственности социального блока правительства не планируется. Тем не менее вероятность такого пересмотра подтверждается практикой принятия решений в Белом доме.

Пересмотра не будет
Социальный блок правительства не намерен пересматривать расходы бюджета в своей сфере, заявила 24 апреля журналистам вице-премьер Ольга Голодец:
- Те ориентиры, которые мы для себя наметили по всем параметрам социальной политики: в здравоохранении, образовании, пенсиях – мы не намерены пересматривать. Это хорошие ориентиры, и мы их намерены достигнуть.
Ранее в этот же день на заседании Российской трехсторонней комиссии (РТК) председатель ФНПР Михаил Шмаков поинтересовался отношением вице-премьера к сообщению о том, что Минфин предлагает сократить бюджетные расходы на сферы культуры, образования и здравоохранения. Информация об этом появилась накануне в российских СМИ.
- Я прошу к этому относиться как к информации прессы, - ответила Шмакову Ольга Голодец. – У нас есть государственные (социальные. – П.О.) программы, утвержденные правительством при участии РТК. На сегодня мы можем ответить, что они достигают установленных показателей.
Напомним, 23 апреля «Коммерсант» сообщил, что «Министерство финансов предлагает правительству вернуться к идее оптимизировать расходы на социальные учреждения, в том числе школы, вузы, больницы, театры и музеи». По информации издания, одновременно на заседании правительства был представлен план «Оптимизация сети и численности работников государственных и муниципальных учреждений».
Как сообщала «Солидарность» в новостной ленте своего сайта, в Минфине считают основными проблемами социальных сфер чрезмерную численность работников и низкую производительность их труда. Министерство предлагает ввести стандарт оказания услуг, нацеленный на «повышение качества и доступности». Малые учреждения, загруженные работой менее чем на 50% своих возможностей, планируется сливать с крупными, а высвободившиеся площади распродавать. Какую-то долю услуг госучреждений предлагается отдать на откуп частным предприятиям.
Выслушав слова Ольги Голодец о том, что социальный блок правительства не собирается пересматривать расходы бюджета по своей части, Михаил Шмаков задал «контрольный» вопрос:
- То есть нам считать это (сообщения о планах Минфина. – П.О.) дезинформацией СМИ?
- Информацией СМИ, - все же уточнила вице-премьер.
Позже в беседе с журналистами она добавила, что, по ее мнению, «наши проблемы больше кроются в финансово-экономической сфере». Так, сообщила Голодец, отток капитала, прогнозируемый по итогам 2015 года, составит 110 млрд долларов, что «больше всех расходов на здравоохранение в Российской Федерации».
- Мы ожидаем от финансово-экономического блока эффективных мер по получению дополнительных доходов в нашем государстве. Основной проблемой развития рынка труда является недоступность кредитования – как для предприятий, так и потребительского кредитования, - считает вице-премьер.
...Или будет
Судя по материалам, представленным на заседании РТК стороной работодателей, такое положение дел не обещает ничего хорошего ни работникам, ни, вероятно, самим бизнесменам. Общероссийские объединения работодателей (самым крупным из которых является РСПП – Российский союз промышленников и предпринимателей) провели в марте-апреле анкетный опрос среди представителей российского бизнеса. Судя по данным опроса, недоступность кредитов и неплатежи со стороны контрагентов серьезно ощутили на себе более 21% опрошенных компаний. Почти половина – более 42% - уже жалуется на недостаток оборотных средств.
Пятая часть опрошенных успели использовать методы сокращения рабочего времени для экономии денег. А четверть всех организаций, участвовавших в опросе, за последний месяц прибегали к сокращениям персонала. Что неудивительно, если учитывать, что почти треть респондентов зафиксировали падение спроса на свои товары и услуги. Половина компаний намерены сократить расходы на персонал в ближайшем будущем. Вообще же сокращать свои расходы тем или иным способом планируют без малого 90% опрошенных.
При этом повысить доходность путем повышения цен на продукцию планирует треть. А почти четверть компаний намерены свернуть инвестиционные программы, в то время как доля тех, кто хочет сохранить или развивать такие программы ниже в пять раз. Пятая же часть опрошенных собирается распродавать непрофильные активы, что, по-видимому, должно послужить звоночком профсоюзам: велика вероятность того, что такая распродажа будет сопровождаться выводом персонала в аутсорсинг.
Стоит отметить, что в отчете о результатах опроса, включенном в материалы заседания РТК, нет данных о количестве респондентов в абсолютных цифрах. Поэтому остается исходить из того, что РСПП считает свой опрос репрезентативным.
Отметим еще и вот что: то, что социальный блок правительства (в данном контексте государство стоит рассматривать как крупнейшего в стране работодателя) не планирует пересматривать расходы бюджета в сфере своей ответственности, само по себе не означает, что перемен не будет. Примером может служить история с «размораживанием» накопительной части пенсии как обязательного элемента пенсионного страхования, о чем 23 апреля сообщил на заседании правительства премьер-министр Дмитрий Медведев.
Согласно принятому решению, с 2016 года страна вернется к пенсионной схеме, против которой активно выступал тот же социальный блок во главе с Ольгой Голодец и министром трудаМаксимом Топилиным. После заседания РТК 24 апреля вице-премьер просто сказала журналистам то же самое, что и Медведев: накопительная часть пенсии вновь станет обязательной. Накануне в Минтруде отказались дать «Солидарности» комментарий по поводу решения премьера.
Справедливости ради, заметим, что по этому вопросу на заседании РТК высказался и министр труда:
- Премьер сказал лишь о сохранении накопительного компонента. Никаких других слов не было сказано, поэтому нужно посмотреть, что предложат в рамках поручения, которое дано правительством, Минфин и Минэкономразвития, - сказал Максим Топилин.
Однако такую выжидательную позицию можно рассматривать и как подтверждение того, что руководство правительства в своих решениях не слишком считается с представителями социального блока. В конце концов, решение – чем бы ни увенчались ожидания министра Топилина – было принято в обход той же РТК.
Между тем, по сути, только ФНПР продолжает открыто настаивать на том, что накопительная часть пенсии должна иметь сугубо добровольную основу. Об этом в комментарии «Солидарности» заявил руководитель департамента социального развития ФНПР Константин Добромыслов.
- Позиция ФНПР остается неизменной: мы настаиваем на том, чтобы накопительный компонент пенсионной системы из обязательной части был переведен в добровольную, - сказал Добромыслов. – Финансово-экономический блок правительства говорит о том, что средства из накопительной части пенсий - это «длинные и дешевые деньги». Это правда, но почему-то они совершенно не говорят о том, что эти деньги надо будет потом возвращать пенсионерам.
Константин Добромыслов обращает внимание на то, что «дешевизна» средств, которые будут поступать в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), говорит о том, что на них «вряд ли будут начислены большие инвестиционные доходы». Напомним, премьер-министр Дмитрий Медведев, объясняя решение правительства, говорил, что «пенсионные средства должны быть источником длинных инвестиций для экономики». Эксперт из ФНПР, в свою очередь, считает, что капиталоемкость потенциальных финансовых проектов, в которые можно было бы вложить полученные НПФ пенсионные средства, не позволит получить такую доходность, чтобы пенсионные накопления россиян не обесценились и хотя бы сохранили покупательную способность на протяжении 40 - 50 лет.
- Для того чтобы этот механизм заработал в полном объеме или будущие пенсии хотя бы сохраняли покупательную способность, годовой рост валового внутреннего продукта России должен составлять хотя бы 7 - 10%, - считает Добромыслов.
А рост ВВП России по итогам 2014 года, согласно данным Росстата, составил 0,6%.
- Сегодня приходится говорить о тех «длинных и дешевых» деньгах, которые никогда не вернутся к вкладчикам, то есть будущим пенсионерам. А правительство заставляет людей играть в эту «рулетку», - констатирует собеседник «Солидарности».
Нам же, похоже, просто остается следить за «мыльной оперой», в которую давно превратилась бесконечная пенсионная реформа. Тем более что сейчас остроты сюжету придают экономический кризис и соответствующие настроения работодателей (включая государство), описанные выше.



Для чего коллективный договор необходим бизнесу?

Коллективный договор, в отличие от трудового договора, является инструментом регулирования коллективных, а не индивидуальных отношений, возникающих в организации в сфере труда. Вместе с тем, коллективный договор, дополняя систему законодательства о труде, является локальным нормативным правовым актом, регулирующим труд в конкретной организации. Кроме того, в условиях рыночной экономики коллективный договор наряду с коллективными соглашениями признается одним из видов правовых актов социального партнерства, позволяющих поддерживать социальную стабильность и баланс интересов участвующих в коллективных переговорах сторон.
Коллективный договор позволяет с учетом специфики организации урегулировать особенности имеющихся социально-трудовых отношений персонала. В любом случае в каждой организации имеются такие особенности, но они разрознены и содержатся в различных приказах, распоряжениях и других актах, принимаемых работодателем или руководящими работниками организации. Содержание их в коллективном договоре уменьшит документооборот и объем организационно-распорядительной документации в организации, а также приведет к их упорядочению и исключению возможных ошибок при применении правовых норм.
Коллективный договор как вид правового акта выполняет следующие функции:
- организует трудовые отношения;
- обеспечивает стабильность трудовых отношений;
- обеспечивает и защищает интересы работодателя и работника;
- приспосабливает трудовые отношения в организации к реальным экономическим условиям.
Интересы работодателя защищаются так: коллективный договор определяет организацию трудовых отношений, уровень притязаний работников, обоснованность их требований.
Интересы работника благодаря договору приобретают правовую форму и их можно защитить с помощью государственного регулирования.
Действующее трудовое законодательство способствует и предполагает локальное (местное) нормотворчество в организации. Так, согласно статье 41 ТК РФ, в коллективном договоре могут быть установлены (за счет собственных средств организации) дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы и преимущества, условия труда для сотрудников.
Законодатель, устанавливая минимальные гарантии и компенсации работникам, предусматривает те или иные их принципиальные положения, например касающиеся рабочего времени и времени отдыха, и одновременно прямо указывает на возможность дополнительной регламентации этих трудовых отношений в коллективном договоре.

1. Задача коллективного договора - регламентация социально-трудовых отношений между работодателем и работниками. Любой работодатель стремится к созданию таких взаимоотношений в организации, которые бы максимально способствовали стабильной и производительной работе организации в целом, ее успешному долгосрочному развитию, росту общественного престижа и деловой репутации.
2. В коллективном договоре сторонами заранее оговариваются интересующие обе стороны вопросы- показатели и виды премирования, система штрафов, порядок предоставления дополнительных отпусков, условия повышения
3. Через коллективный договор проще довести до сведения работников систему мотивации сотрудников организации. А мотивация труда – одна из важнейших составляющих в управлении персоналом любого предприятия.
4. Коллективный договор - единственный локальный документ организации, который позволяет регламентировать трудовые отношения между работодателем и профсоюзом как представителем работников, в том числе и в конфликтных ситуациях.
5. Коллективный договор систематизирует локальные нормативные акты в организации. Приложения к коллективному договору: правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда работников, различные положения о выплатах разного вида премий, надбавок, графики сменности, порядок проведения предварительных, периодических, внеочередных медицинских осмотров, порядок проведения аттестации сотрудников
6. Как показывает практика, грамотно составленный коллективный договор является решающим в суде при вынесении определения, подтверждающего добросовестность и законность действий работодателя в отношениях с работником.
7. Особая роль коллективного договора при применении Налогового кодекса РФ. В случае четкого указания выплат, производящихся в пользу работника расходов, можно уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на сумму расходов, связанных с оплатой труда. Кроме того, если организация осуществляет бесплатное или льготное питание сотрудников, оплату проезда к месту работы и обратно, то такие расходы обязательно следует отражать в коллективном договоре, иначе в силу пп.25,26 ст.270 НК РФ они не будут учтены при определении налоговой базы, ряд др. выплат.

Иметь коллективный договор в организации становится актуальным
Извлечь выгоду можно и в этом: уменьшение налогооблагаемой базы, использование муниципальных, краевых программ развития бизнеса, повышение производительности труда, уменьшение текучести кадров, снятие напряженности в отношениях с наемными работниками



Съезд Федерации независимых профсоюзов России Владимир Путин принял участие в работе IX съезда Федерации независимых профсоюзов России


В.Путин:
Добрый день, уважаемые друзья, коллеги! Я очень рад возможности приветствовать делегатов и гостей съезда Федерации независимых профсоюзов России.

Михаил Викторович [Шмаков] уже сказал об этом, сегодня знаменательный день – год назад здесь, в Сочи, открылись зимние Олимпийские игры. Можно об этом вспомнить и потому, что профсоюзы всегда в нашей стране уделяли большое внимание развитию спорта, в том числе массового спорта, но не только: имели и свои спортивные общества, поддерживали их, имели огромную сеть спортивных сооружений. Я очень надеюсь, что эта практика не будет забываться, а эта сеть, в том числе и с вашей помощью, будет поддерживаться и будет служить людям.

Мы многое сделали и в ходе подготовки к Олимпийским играм, и для их успешного проведения как для участников, так и для наших спортсменов. Они были яркими, запоминающимися и действительно вызвали всплеск положительных эмоций.

Хотел бы ещё на одно обратить внимание в этой связи – на то, что Игры были и самыми равноправными, можно сказать. Что имею в виду: женщины составили почти половину всех участников. Состоялся дебют 12 новых видов спорта, в том числе тех, которые так популярны у молодёжи. И паралимпийское движение показало себя с самой лучшей стороны, в том числе и наши паралимпийцы.

Уже сказал и хочу ещё раз повторить: надеюсь, что и профсоюзы будут уделять значительное внимание здоровому образу жизни, потому что всё, что вы делаете, посвящено людям, всё, что вы делаете, направлено на человека. Материальное благосостояние, условия труда не могут восприниматься в отрыве от здорового образа жизни, от занятий физкультурой, от того, чтобы человек чувствовал себя здоровым, полноценным.

Хочу отметить, что российские профсоюзы в целом – не только в этой области, а в социальной сфере вообще – наделены законом очень широкими полномочиями по защите человека труда. Недаром девиз и вашего съезда: достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны. Вам предстоит обсудить немало вопросов, среди которых и повышение эффективности социального партнёрства – это чрезвычайно важная вещь, это направление, безусловно, одно из важнейших.

Ведущей площадкой совместной работы государства, объединений работодателей и профсоюзов является Российская трёхсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, её влияние и авторитет в последние годы очень возросли. Она стала реальным действенным механизмом согласования позиций между государством, работодателями и работниками.

В этой связи хотел бы отметить вашу общую роль в развитии деятельности трёхсторонней комиссии и роль вашего лидера. Михаил Викторович Шмаков очень многое сделал, для того чтобы роль трёхсторонней комиссии возросла, ведёт себя очень активно, иногда даже, мне кажется, очень наступательно. Вот и сейчас… Мы часто с ним спорили, когда я Правительство возглавлял. Сейчас не тот формат, я пришёл просто вас поприветствовать, поздравить.

Но хотел бы обратить внимание на некоторые вещи. Например, по поводу «заговора» рыночников и либералов. Думаю, что всё таки заговора у нас нет, есть разные подходы к развитию экономики, социальной сферы. Нам всегда удавалось находить «золотую середину».

Да и «невидимая рука рынка», как здесь было сказано, – я цитирую всё предыдущего выступающего, как классика, – она у нас заметна, понятна, и в общем и в целом прозрачна. Если внимательно посмотреть на то, что происходит: какая же там «мощная рука рынка», когда у нас отработана целая система поддержки отдельных отраслей, льготирование, скажем, сельского хозяйства, льготирование высокотехнологичного бизнеса – малого и среднего, льготирование развития отдельных территорий? А если посмотреть на так называемое проектное финансирование, там прямое фондирование из Центрального банка, который сейчас был подвергнут критике. Наверное, есть за что их критиковать, точно совершенно есть, но всё таки это не чистый, не оголтелый рынок, это точно с элементами регулирования.

То же самое касается и перехода на кадастровую стоимость. Здесь я, безусловно, согласен с вами, согласен с руководителем ФНПР: нужно очень внимательно смотреть за тем – и я призываю вас это делать на местах, особенно на местах, это же на местах всё происходит, – чтобы этот переход был понятным, ясным, прозрачным, и чтобы он не отражался негативным образом на гражданах, на физических лицах.

Совсем ничего не делать – тоже не очень правильно. Ведь что такое оценка по БТИ? Она почти нулевая. Вы знаете, что на практике это приводит к тому, что целый кластер участников экономической деятельности, скажем, торговые предприятия, почти уходит от налогообложения, особенно при использовании офшорных схем. А ведь от этого зависит наполнение региональных бюджетов и, соответственно, решение или нерешение тех или иных социальных вопросов, решения которых вы добиваетесь. Поэтому нужно внимательно следить за тем, что происходит, корректировать власти, не перекладывать всё на плечи человека труда, я с вами абсолютно согласен, но и не стагнировать ситуацию, которая, безусловно, требует определённых изменений.

Или уровень заработной платы руководителей крупных компаний. Здесь, конечно, нужно очень внимательно следить. «Золотые парашюты», как вы знаете, мы отменили, но и за уровнем заработной платы нужно следить. Только что мы с вами должны понимать? Если мы хотим в крупные компании привлекать менеджеров высочайшего мирового класса, а именно такие нам нужны, в том числе и из других государств, то на этом рынке труда существует определённый уровень заработной платы.

Если руководитель компании – российский гражданин, он не может получать меньше своего заместителя. Здесь только важно что? Важно, чтобы «мути» никакой не было, чтобы это всё было прозрачно, объяснено гражданам, и тогда будет понятно. А если кто то что то закрывает, прячет, тогда возникают вопросы: значит, есть что прятать. И здесь я, безусловно, с вами согласен – нужно вытаскивать это всё на свет божий.

И, наконец, по поводу того, что против нашей страны ведётся война. Войны, слава богу, нет. Давайте не будем особенно обращать на это внимание. Но точно совершенно есть попытка сдержать наше развитие различными средствами, есть попытка заморозить существующий, сложившийся за последние десятилетия после развала Советского Союза миропорядок во главе с одним безусловным лидером, который хочет в качестве такого и остаться, полагая, что ему можно всё, а другим можно то только, что он разрешит и только в его интересах. Такой миропорядок Россию никогда не устроит.

Если кому то это нравится, кто то хочет жить в условиях полуоккупации, – мы этого делать не будем. Но и воевать мы ни с кем не собираемся, мы собираемся со всеми сотрудничать. И те попытки, которые предпринимаются, в том числе с так называемыми санкциями, в конечном итоге, я думаю, никому радости не принесут. И в отношении такой страны, как наша, они точно не могут быть эффективными, хотя наносят нам определённый ущерб и вред. И мы должны это понять, и, понимая это, должны повышать свой уровень суверенитета, в том числе и в сфере экономики. Но без сотрудничества с представителями работников, без сотрудничества с профсоюзами, конечно, эффективно мы этот путь повышения своего суверенитета в области экономики пройти не сможем. Поэтому я хотел бы вас призвать к пониманию того, что происходит, и к сотрудничеству с государством и с Правительством.

Между тем большая работа проведена профсоюзами по внедрению современных механизмов оценки условий труда, постоянно обсуждаются вопросы совершенствования системы оплаты труда работников, в том числе и в бюджетной сфере.

Подчеркну большую роль ФНПР как надёжного партнёра государства в обеспечении социальных гарантий трудящихся. С вашим участием обсуждаются проекты нормативных правовых актов, подготовленных Минтрудом России и другими ведомствами.

Представителей профсоюзов всегда отличали заинтересованное, неравнодушное отношение к делу, они активно работают и в консультативных органах при Президенте и при Правительстве Российской Федерации. Например, в Национальном совете по профессиональным квалификациям вместе с предпринимателями разрабатывают новые профессиональные стандарты.

Вы знаете, что в майских указах поставлена чёткая задача: к 2020 году число высококвалифицированных рабочих мест должно составить не менее трети. Безусловно, это очень сложная задача, и роль профсоюзов здесь – идти в ногу со временем и вести диалог с работодателями на основе понимания, что передовым производствам нужны специалисты, отвечающие современным требованиям.

Уважаемые коллеги! Очень важно, чтобы позитивный опыт сотрудничества, достигнутый на федеральном уровне, распространялся и на регионы. Там также учреждены трёхсторонние комиссии, но далеко не везде, к сожалению, наверняка присутствующие в этом зале знают это, и далеко не всегда они эффективно и с полной отдачей выполняют свои функции. Понятно, здесь многое зависит от позиции руководителей субъектов Федерации, но профсоюзы также должны быть более настойчивыми. Когда они проявляют себя энергично, и комиссии, как правило, работают результативнее.

Известно также, что и не все предприниматели стремятся к реальному, продуктивному сотрудничеству. Нередко их партнёрство с профсоюзами – просто показная формальность, «проформа», которой они вынуждены следовать в соответствии с законом. В этой связи подчеркну, что государство будет и дальше поддерживать профсоюзы в исполнении вашей главной миссии – защите трудовых прав граждан России. Государство, профсоюзы и работодатели должны действовать солидарно, только тогда обязательно выполним всё намеченное.

Сегодня, в достаточно сложный период, который переживает наша страна, наша экономика, деятельность трёхсторонних комиссий и первичных профсоюзных организаций особенно значима.

Все мы понимаем, что ситуация на рынке труда может усложниться и структура занятости будет трансформироваться. И нужно добиваться, чтобы работодатели действовали в соответствии с законом, а права наёмных работников не были ущемлены.

При этом и ваша позиция должна быть конструктивной, без всякого популизма. Так, бессмысленно и вредно вставать на пути у продуманных планов модернизации и повышения эффективности производств. Здесь, кстати говоря, уже было об этом сказано. Нужно руководствоваться не какими то амбициями, а здравым смыслом, реальными интересами людей.

Ведь, ничего не меняя, трудно обеспечить и новое качество труда, и более высокие заработные платы, да и не решить нам с вами задачи на 25 миллионов новых рабочих мест. Но, повторю, принципиально важно, чтобы рост производительности труда приводил к повышению доходов граждан, к изменению к лучшему их условий труда, а тот, кто высвобождается, был защищён социально, смог найти новую работу, повысить свою квалификацию.

Эти вопросы вы и ваши коллеги должны, безусловно, внимательно отслеживать, своевременно реагировать и на прямые нарушения трудового законодательства, и на формальное, бездушное отношение к людям, с которым очень часто ещё наши граждане сталкиваются.

Добавлю, что профсоюзам надо проявлять активность и вносить свои предложения в антикризисные планы, которые сейчас формируются в регионах.

Именно кропотливая совместная работа государства, бизнеса, профсоюзов нужна, для того чтобы одолеть сегодняшние непростые времена, реально изменить экономику, сохранить и создать новые рабочие места, о чём я уже трижды сегодня говорил, обеспечить устойчивость предприятий и благополучие наших людей, а значит, предотвратить возникновение социальных и трудовых конфликтов.

В повестке вашего съезда – развитие рынка труда, управление профессиональными рисками, содействие занятости граждан, вопросы поэтапного роста минимального размера оплаты труда. Полагаю, что вы уделите особое внимание и роли профсоюзных организаций в решении задач повышения темпов экономического роста, развития несырьевых и высокотехнологичных отраслей экономики.

В достижении этих целей должны участвовать все общественные силы нашей страны. Ваша федерация никогда не оставалась в стороне от решения проблем России. Рассчитываю, что и сегодня профсоюзы будут работать так же энергично.

И в заключение хотел бы особо отметить позитивную роль Федерации независимых профсоюзов в укреплении и консолидации гражданского общества. Вы в полной мере осознаёте, насколько это важно для России, понимаете, что только в атмосфере стабильности и взаимопонимания можно динамично и успешно двигаться вперёд и добиваться реальных результатов в отстаивании и защите социально-трудовых прав граждан России.

Большое вам спасибо за работу и за внимание.

Я позволю себе пару замечаний. Я внимательно слушал выступавших. Понятно, что подходы к некоторым проблемам совсем противоположные у представителей работодателей и профсоюзов.

Кстати, по поводу корпоративной алчности слышали, что здесь говорили? Про зарплаты для топ-менеджеров и так далее. Предприниматели просят упростить налогообложение, а по сути снизить налогообложение. Говорят о необходимости совершенствования трудового законодательства, но в направлении увеличения значимости трудовых договоров. А мы понимаем, что за этим есть угроза лишения трудящихся их социальных гарантий и прав.

Может быть, в известных условиях и при определённых гарантиях со стороны государства такие инструменты и возможны, но это может быть сделано исключительно при совместной работе с профсоюзами и при гарантии социальных прав, о которых я говорил.

Итак, предприниматели требуют снижения налогов, профсоюзы требуют повышения заработных плат даже до 97 процентов. Мне коллега говорит: «Почему не до ста?». Конечно, было бы неплохо и до ста.

Вместе с тем, как отметила наша гостья, во всём мире исчезает доверие к правительствам. У них пускай исчезает. Надеюсь, что с вашей помощью к нашему Правительству не будет исчезать доверие. Это возможно только при совместной, очень кропотливой работе и при учёте интересов всех людей, вовлечённых в трудовую деятельность, в решение социальных вопросов.

Было сказано также, что по миру бродит «призрак кризиса». Мы знаем, что раньше бродил «призрак коммунизма», теперь «призрак кризиса». Представители наших традиционных конфессий говорят: достаточно к Господу обратиться – и не страшно, призраки нам не страшны. Но, как в народе говорят, на бога надейся, а сам не плошай. Поэтому если мы будем с вами напряжённо трудиться, ответственно относиться к своему делу, то у нас с вами всё получится.

Спасибо вам большое.



ФНПР В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ

Посмотреть файл "ФНПР В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ" в новой вкладке



Глава региона, профсоюзные лидеры ЕАО и ДФО обсудили вопросы взаимодействия

Сегодня губернатор области Александр Левинталь, представитель Федерации независимых профсоюзов России в Дальневосточном федеральном округе Андрей Беляев и председатель Федерации профсоюзов ЕАО Артем Акименко обсудили вопросы взаимодействия власти и профсоюзов.

Александр Левинталь рассказал о том, какая работа ведется в регионе по снижению накопившейся задолженности по заработной плате на предприятиях и в организациях, о мерах, предпринимаемых руководством области по повышению доходной части бюджета, по стабилизации ситуации в экономике и социальной жизни.

Основное, чего удалось добиться совместными усилиями – с 1 февраля 2016 года повысить в ЕАО минимальную заработную плату с 5995 рублей до 6204 с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в южных районах Дальнего Востока. Это позволило повысить уровень зарплаты самых низкооплачиваемых категорий работников.

Андрей Беляев подчеркнул: очевиден интерес со стороны губернатора и профсоюзов решать спорные вопросы за столом переговоров. Есть заинтересованность и грамотный подход к этому и со стороны руководства области, и со стороны профсоюзов, подчеркнул Александр Беляев.

Год назад, также накануне Первомая представитель НФПР обсуждал с главой региона вопросы, требующие решения. Сегодня, отмечает профсоюзный лидер, немалое сделано, несмотря на то, что очень многое в решении проблем зависит от состояния экономики. Артем Акименко также подтвердил: выработан механизм взаимодействия, который позволяет глубоко понимать проблемы и находить пути их решения.

Также Александр Беляев рассказал, что в этом году Первомай будет отмечаться в 130-й раз. Профсоюзы намерены не отступать от традиции, собрать первомайские колонны трудящихся, продемонстрировав сплоченность, единство и солидарность в решении вопросов, являющихся главными: право на труд, отдых, достойную зарплату и других жизненно важных.







Надбавки и доплаты к заработной плате работников

    Не секрет, что от размера заработной платы зависит не только производительность труда, но и желание сотрудников работать на благо компании, именно поэтому на многих предприятиях и применяют стимулирующие методы в виде доплат и надбавок к заработной плате персонала.

    Однако повысить общий уровень оплаты может не только работодатель за высокие заслуги перед учреждением, но и государство, в виду некоторых норм федерального законодательства.

Что говорит закон?

    Система оплаты труда является сбалансированным инструментом компенсации трудовых затрат работников. Однако учитывая, что далеко не все работодатели готовы перечислять сотрудникам заработок, который реально отвечает затраченным усилиям на законодательном уровне, и предусмотрены некоторые меры, позволяющие защитить всех тружеников и установить размер заработной платы, соответствующий реальным затратам труда при выполнении того или иного действия.

В частности:

  • • на основании ст.133 ТК РФ работодатель не имеет право установить сотрудникам оклад ниже МРОТ, размер которого определен и на федеральном уровне, и на региональном;
  • • в соответствии со ст.143 ТК РФ оклады работников должны быть установлены с учетом тарификации либо тарифных сеток или разрядов разработанных на основании квалификационных справочников с утвержденным перечнем обязанностей;
  • • согласно норм, закрепленных в ст.146- 154 ТК РФ предприятие обязано компенсировать труженикам дополнительные трудозатраты, выполненные в условиях, отклоняющихся от нормальных;
  • • и в соответствии со ст.135 ТК РФ работодатель имеет право установить дополнительные стимулирующие выплаты, предусмотренные локальными актами предприятия.

Трудовой кодекс РФ

    То есть закон обязывает каждого работодателя начислять заработную платы, а также надбавки и доплаты сотрудникам в соответствии с затраченными усилиями, но в то же время дает право вознаградить работников и за счет средств предприятия — к примеру, за самоотверженный труд или иные заслуги перед компанией

Понятие

    Практически каждый работник знает, что такое заработная плата и из чего она состоит, но вот условия и основания для начисления тех же надбавок и доплат известны не всем. А меж тем, оговоренные начисления относятся к стимулирующим выплатам, которые выплачиваются труженикам сверх установленного оклада на основании норм закона либо условий, оговоренных в локальных актах в связи с выполнением дополнительных обязанностей либо занятостью в особых условиях, отклоняющихся от нормальных.

Надбавки

    В частности, надбавки применяются в случае, если руководство предприятия желает отметить какие-либо заслуги работника либо простимулировать его к более самоотверженному труду, путем начисления дополнительного материального обеспечения:

  • • за выслугу, то есть стаж работы на конкретном предприятии, либо в общем в определенной отрасли;
  • • при наличии определенных ученых степеней, классности либо знаний, к примеру, водителю могут установить надбавку за 1 класс, а секретарю-референту за знание иностранных языков, которые используются в работе;
  • • за бонусы, то есть при выполнении либо перевыполнении плана, привлечении клиентов или заключении большего количества договоров.

Доплаты

    А вот доплаты являются уже дополнительным материальным обеспечением установленным законом в связи с особенностями повседневного труда, который может выполняться за пределами установленных норм.

    В частности:

  • • за работу в выходные;
  • • за сверхурочные часы;
  • • за расширение зон обслуживания, то есть увеличившийся объем работы в связи с заменой отсутствующего сотрудника;
  • • за работу в ночное время;
  • • за опасные условия труда.

Чем надбавка отличается от доплаты?

    Конечно, и надбавка, и доплата являются всего лишь стимулирующей выплатой к заработной плате персонала, которая может носить и временный характер.

    Но вот надбавка выплачивается только по желанию руководства, которое закрепляется в локальных актах предприятия, а доплаты работодатель обязан выплачивать на основании федерального законодательства при наличии определенных условий труда.

    То есть по сути, разница в этих понятиях в степени обязательств, ведь в локальные акты можно внести изменения при смене финансового положения предприятия, а вот федеральное законодательство подлежит исполнению независимо от размера прибыли.

Виды

    Однако, несмотря на то, что и надбавка, и доплата имеют разные условия начисления и собственно предназначение, они отличаются еще и по видам, то есть обе проплаты могут быть обязательными и необязательными, носить стимулирующий или компенсационный характер.

Обязательные

    К примеру, надбавка за выслугу, является в большинстве случаев необязательной выплатой, так как устанавливается по желанию работодателя с целью отметить многолетний труд работника, но для некоторых категорий работников, оговоренная надбавка является обязательной — в частности, для тех же педагогов или медиков на основании отраслевых приказов.

    А вот для других категорий тружеников данное поощрение обязательным не является. Не является обязательной и надбавка за классность водителя, но если данное условие закреплено в локальных актах учреждения, то оно подлежит обязательному исполнению до тех пор пока не будет исключено и в то же время на других предприятиях либо в отношении водителей в общем данная надбавка обязательной не является.

    А вот доплаты в большинстве своем относятся к обязательным начислениям, учитывая, что они регламентированы федеральным законодательством и оговорены в дополнительных письмах-разъяснениям Минтруда по порядку их применения в тех или иных случаях.

Стимулирующие

    Следует отметить, что доплаты не относятся к стимулирующим начислениям, так как по сути они выступают в качестве компенсации за особые условия труда, а вот надбавки относятся к стимулирующим проплатам, призванным поощрить работников за некие заслуги либо призвать сотрудников к большим свершениям на производственной стезе.

Схематично виды надбавок и доплат можно представить так: