Официальные документы

- Основные направления деятельности Федерации профсоюзов ЕАО
- Доклад М.В. Шмакова на 9съезде ФНПР
- Федеральный закон о профсоюзах

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ

Основные направления деятельности Федерации профсоюзов ЕАО призваны определить стратегию и тактику деятельности Федерации профсоюзов Еврейской автономной области, ее членских организаций на предстоящий период, обеспечить укрепление роли и значимости Федерации профсоюзов Еврейской автономной области в общественно-политической жизни области, результативность единых действий в достижении важнейшей цели - повышения уровня жизни трудящихся. 1. Повышение заработной платы, обеспечивающей достойный уровень жизни работников. С целью увеличения доходов трудящихся и обеспечения реального преодоления массовой бедности, создания условий для эффективного восстановления рабочей силы, удовлетворения духовно-культурных потребностей трудящихся и членов их семей, Федерация профсоюзов Еврейской автономной области будет добиваться: - дальнейшего роста реальной заработной платы, обеспечивающей достойный уровень жизни работника; - установления минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения; - исключения из размера минимальной заработной платы районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате; - установления в организациях внебюджетного сектора экономики тарифной ставки 1 разряда на уровне, определенном отраслевыми тарифными соглашениями; - повышения качества колдоговорного регулирования заработной платы в организациях, обеспечения уровня оплаты труда не ниже норм Генерального, отраслевых тарифных, областного соглашений; - ликвидации задолженности по выплате заработной платы работникам; - уменьшения коэффициента дифференциации доходов населения; - увеличения доли тарифной части в общем заработке наемного работника до 70 процентов; - роста удельного веса заработной платы в составе затрат на производство продукции (работ, услуг). 2. Правовая защита членов профсоюзов. Федерация профсоюзов Еврейской автономной области считает своим долгом добиваться полной реализации конституционных прав и свобод трудящихся - членов профсоюзов. 2.1. Участие профсоюзов в законотворческой деятельности В этом направлении Федерация профсоюзов Еврейской автономной области будет: - продолжать обобщение правоприменительной практики судебных органов, в том числе установления МРОТа по закону, на ее основе вырабатывать предложения и меры по совершенствованию действующего законодательства, способов защиты прав членов профсоюзов; - используя право законодательной инициативы в Законодательном Собрании области и руководствуясь заключенным с ним соглашением о сотрудничестве, развивать тесное взаимодействие с депутатами Законодательного Собрания, его постоянными комитетами; - на основе системного подхода к нормотворческой работе отслеживать прохождение областных и федеральных законопроектов, вносить свои предложения по их совершенствованию, участвовать в разработке законопроектов по приоритетным социально-трудовым вопросам, направленным на усиление роли профсоюзов в законодательном обеспечении достойного уровня оплаты труда и других прав работников, их защиты, в социальном партнерстве, ведении коллективных переговоров, мотивации профсоюзного членства; - с учетом принятых приоритетов нормотворческой деятельности профсоюзов продолжать совместную работу с правительством области, Законодательным Собранием и ФНПР по внесению изменений в федеральное законодательство в области социально-трудовых прав работников; - добиваться в 2011 году принятия законопроекта «О социальном партнерстве в ЕАО». 2.2. Контроль за соблюдением трудового законодательства. Федерация профсоюзов Еврейской автономной области, ее членские организации, руководствуясь Концепцией правозащитной работы Федерации профсоюзов ЕАО, ее уставными положениями, будут: - совершенствовать правовую работу посредством укрепления правовых служб профсоюзных организаций области, правового обеспечения деятельности Федерации профсоюзов области и ее членских организаций, социального партнерства и развития отношений с органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными органами надзора и контроля, объединениями работодателей, правового обеспечения нормотворческой деятельности, мероприятий по защите коллективных и индивидуальных прав работников - членов профсоюзов, способов защиты и самозащиты их трудовых прав; - совершенствовать профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства, трудовых прав членов профсоюзов; максимально использовать в этих целях возможности государственных органов надзора и контроля, развивать формы взаимодействия с ними на основе заключённых соглашений о сотрудничестве; - содействовать организации и осуществлению коллективной защиты индивидуальных трудовых прав, в т.ч. в области оплаты труда работников, их высвобождения с работы, изменения условий труда; - осуществлять представительство от имени членов профсоюзов в судебных и других органах власти при защите прав работников, их законных интересов, оказывать им квалифицированную юридическую помощь, в том числе при составлении судебных документов; - содействовать повышению уровня правовых знаний трудящихся, осуществляя при этом меры организационного, правового, методического характера, направленные на реализацию современных методов обучения, использование средств массовой информации, учебных центров, других форм и способов праворазъяснительной работы. 3. Защита прав на достойный труд, и содействие полной занятости населения. Федерация профсоюзов Еврейской автономной области продолжит политику, направленную на защиту конституционного права работников на труд, утверждение интересов граждан и достойного труда как приоритета государственного и областного развития, переориентацию государственной политики занятости на опережающее принятие экономических и социальных мер по предупреждению безработицы, подчинение этой цели всех форм воздействия на рынок труда. Для чего будем добиваться: - организации эффективной работы профорганов всех уровней по защите трудовых, социально-экономических прав и интересов работников – членов профсоюзов, реализации их правовых гарантий; - включения в областное, отраслевые соглашения, коллективные договоры мер, направленных на обеспечение занятости работников, их профессиональную подготовку, создание и сохранение рабочих мест, социальных гарантий высвобождаемым работникам по прежнему месту работы; - участия профсоюзов в разработке и реализации областных программ занятости населения; - выполнения законов, проведения активной политики занятости, сдерживания уровня безработицы в экономических и социально-допустимых границах, смягчения социальных последствий безработицы; - разработки и принятия согласованных со сторонами действий и экстренных мер с определением источников их финансирования в случае угрозы массового высвобождения, направленных на трудоустройство населения, поддержку высвобождаемых работников; - совместно с работодателями поиска путей модернизации производства и создания новых рабочих мест, обеспечения социальных гарантий, решения вопросов соблюдения прав трудящихся при изменении форм собственности, реструктуризации, банкротства или ликвидации организаций; - повышения ответственности органов власти и работодателей за обоснованность привлечения и использования в организациях области иностранной рабочей силы; - совершенствования системы обучения, переобучения и повышения квалификации работников, расширения возможностей подготовки кадров, повышения их квалификации непосредственно на производстве и обеспечения их финансирования со стороны работодателей; - законодательного установления гарантированного получения первого рабочего места выпускниками учебных заведений. 4. Социальная защита членов профсоюзов и их семей. Путем консолидации действий организаций профсоюзов Федерация профсоюзов Еврейской автономной области, ее членские организации будут настоятельно требовать от Правительства области и работодателей осуществления мер по повышению уровня социальной защищенности населения, приоритета интересов населения над другими нуждами. С этой целью Федерация профсоюзов Еврейской автономной области будет добиваться: 4.1. в сфере социальной политики: - финансирования образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта в объемах, установленных нормами действующего законодательства; - информирования трудящихся области о ходе выполнения областного трехстороннего соглашения по регулированию социально-трудовых отношений; - активного участия профсоюзов в управлении внебюджетных фондов ФСС, ФОМС; - погашения работодателями задолженности по перечислению страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за работников - застрахованных лиц и недопущения ее возникновения; - увеличения размеров минимальных трудовых пенсий до уровня, определенного Конвенциями МОТ; - установления районного коэффициента к базовой части трудовой пенсии; - установления единых конституционных подходов к начислению пенсий депутатам, госслужащим и наемным работникам; - законодательного закрепления обеспечения социальными гарантиями работающих граждан в части оздоровления, долечивания после перенесенных заболеваний; - активизации работы по организации оздоровления работников и членов их семей в рамках заключаемых соглашений и коллективных договоров. 4.2. в сфере жилищной политики: - активизации роли профсоюзов в реализации принятия законодательных актов, программ, гарантирующих населению доступность в получении жилья, особенно молодым специалистам; - противодействовать необоснованному увеличению цен и тарифов на электроэнергию, газ, топливо, жилищно-коммунальные, транспортные и другие жизненно важные услуги без превентивных мер социальной защиты населения (опережающего роста заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных выплат), установлению свободных цен и тарифов на производство продукции и услуг, организациями, являющимися естественными монополистами по производству этой продукции и услуг; - расширения льготных кредитов на жилищное строительство для молодежи и молодых семей; - развития жилищного строительства за счет целенаправленной инвестиционной политики в области, с одновременным снижением его стоимости; - сохранения льгот по оплате жилой площади и коммунальных услуг для специалистов в сельской местности и рабочих поселках ЕАО, пересмотра норм обеспечения бесплатными коммунальными услугами. 4.3. в сфере культуры, физической культуры и спорта: - обеспечения законодательно определенных уровней бюджетного финансирования культуры, национальных и областных программ в этой сфере; - недопущения снижения объемов и качества социальных услуг, предоставляемых культурно-просветительскими учреждениями, необоснованного закрытия, изменения профиля деятельности учреждений культуры, перевода их в автономные учреждения или иную собственность без участия стороны профсоюзов; - осуществления мероприятий, направленных на улучшение и стимулирование развития физкультурно-оздоровительной работы в производственной и социально-бытовых сферах; - увеличения доступности услуг в сфере массовой физкультуры, спорта; - обеспечения финансовой поддержки развития физической культуры и спорта детско-юношеских спортивных школ; - усиления организационного и финансового обеспечения развития физической культуры и спорта в трудовых коллективах путем включения обязательств в коллективные договоры и соглашения. 5. Совершенствование системы социального партнерства. В основу своего взаимодействия в обществе Федерация профсоюзов Еврейской автономной области ставит принцип социального партнерства с органами власти, объединениями работодателей, политическими партиями и общественными организациями, взаимовыгодного сотрудничества на основе взаимного невмешательства во внутренние дела друг друга. В этом направлении Федерации профсоюзов Еврейской автономной области, ее членские организации будут стремиться к: - активному участию профсоюзов в работе комиссий, создаваемых органами исполнительной власти области и органов местного самоуправления, разработке и реализации социально значимых программ, направленных на развитие области, улучшение положения работников наемного труда, усилению их экономической защиты; - созданию в муниципальных районах области координационных советов организаций профсоюзов; - формированию в муниципальных районах области сторон социального партнерства, созданию муниципальных трехсторонних комиссий, разработке и заключению муниципальных трехсторонних соглашений по регулированию социально-трудовых отношений; - эффективности сотрудничества с объединениями работодателей, содействию их структуризации на всех уровнях; - повышению качества коллективных договоров, эффективности использования действующего законодательства в практике заключения коллективных договоров и соглашений, обобщению выработанного в этом направлении положительного опыта; - недопущению при заключении коллективных договоров случаев снижения уровня социальных гарантий, зафиксированных в областном трехстороннем, отраслевых тарифных соглашениях; - принятию на всех уровнях сбалансированных, соответствующих сложившейся социально-экономической ситуации соглашений и использованию их в качестве основы для ведения переговоров по заключению коллективных договоров в трудовых коллективах; - активному участию в работе законодательных и исполнительных органов власти всех уровней при рассмотрении вопросов, затрагивающих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения. 6. Отстаивание прав работников на безопасные условия труда. Федерация профсоюзов Еврейской автономной области, ее членские организации намерены использовать все законные права профсоюзов для установления жесткого общественного контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных актов в сфере охраны труда, для чего считают необходимым: - обеспечить через уполномоченных по охране труда действенный общественный контроль за созданием здоровых и безопасных условий труда, снижением производственного травматизма, профессиональной и общей заболеваемости работающих, выполнением работодателями и органами исполнительной власти взятых на себя в коллективных договорах и соглашениях обязательств по вопросам охраны труда и экологической безопасности; - продолжить работу совместно с работодателями по созданию в каждой организации совместных комитетов (комиссий) по охране труда и советов по социальному страхованию, разработке соответствующего раздела коллективного договора и планированию мероприятий по улучшению условий труда; - взаимодействовать с государственными органами управления, надзора и контроля с использованием совместных комплексных проверок организаций края с целью выявления и устранения нарушений законодательства об охране труда и принятия мер по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; - принимать участие в разработке проектов федеральных и областных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и ЕАО, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права; - обеспечить участие представителей профсоюзов в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, происшедших с членами профсоюзов; - принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; - содействовать проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в организациях и у индивидуальных предпринимателей; - добиваться установления работникам адекватных компенсаций за работу во вредных условиях труда, обеспечения современными эффективными средствами защиты, создания санитарно-бытовых условий; - проводить разъяснительную и консультационную работу, организовывать обучение профсоюзного актива и уполномоченных по охране труда по вопросам охраны труда. 7. Отстаивание прав и интересов работников при реформировании, реструктуризации, ликвидации или банкротстве организаций. Федерация профсоюзов Еврейской автономной области, ее членские организации будут настаивать на: - участии профсоюзов в совершенствовании законодательной и правовой базы по вопросам приватизации, реструктуризации и банкротства с целью усиления ответственности собственников и работодателей за деятельность организаций и более полного учета социально-экономических интересов трудящихся этих организаций; - участии профсоюзов в решении споров, связанных с отстаиванием прав трудящихся, трудовых коллективов, рассматриваемых в судебных и иных органах; - организации повсеместного разъяснения работникам их прав в процессе реформирования собственности, гарантированных действующим законодательством; - защите прав работников, членов профсоюзов в ходе реорганизации, реструктуризации, ликвидации и банкротства организаций; - недопущении снижения уровня социально-экономической защищенности наемных работников при изменении формы собственности, смене собственника. 8. Организационное укрепление Федерации профсоюзов Еврейской автономной области. 8.1. В области организационной работы. С целью совершенствования работы по решению насущных вопросов социально-экономической защиты членов профсоюзов, увеличения охвата защитными функциями трудящихся области Федерация профсоюзов Еврейской автономной области видит необходимость проведения эффективной работы по укреплению организационной структуры профсоюзных организаций всех уровней, обеспечении организационных возможностей для эффективного социального партнерства. Для реализации поставленной цели Федерация профсоюзов Еврейской автономной области считает необходимым: - укреплять организационное единство Федерации профсоюзов области, членских организаций на основе принципов профсоюзной солидарности в целях осуществления общей стратегии по всему комплексу социально-трудовых вопросов: при проведении коллективных акций протеста профсоюзов, коллективных переговоров, участия в важнейших политических кампаниях; - осуществлять системную, целенаправленную работу по подбору кадров, формированию резерва, его подготовке и использованию; - разработать и обеспечить применение на практике системы действенных стимулов к профсоюзной работе; - на основе соглашений продолжить сотрудничество с политическими партиями, общественными организациями, чьи действия способствуют решению социально-экономических проблем трудящихся; - продолжить практику проведения собраний профсоюзного актива области с приглашением представителей правительства области, законодательного собрания, органов местного самоуправления для регулярного информирования членов профсоюзов о деятельности Федерации профсоюзов по соблюдению социально-трудовых прав работников; - продолжить практику проведения обучающих и информационных семинаров каждые полгода; - считать приоритетным направлением деятельности профсоюзных органов всех уровней обучение профсоюзных кадров и актива; - участвовать в деятельности Ассоциации территориальных объединений организаций профсоюзов Дальневосточного федерального округа, Общественной Палате при полпреде Президента в ДВФО; - взаимодействовать с органами государственной власти и органами местного самоуправления, работодателями по вопросам представления профсоюзного актива к награждению государственными наградами, отраслевыми почетными знаками и званиями; - для поощрения профсоюзного актива организовывать проведение смотров-конкурсов по всем направлениям профсоюзной работы, полнее использовать возможности награждения премиями, грамотами, знаками ФНПР, Федерации профсоюзов Еврейской автономной области, отраслевых профсоюзов; - изучать и использовать опыт профсоюзной деятельности членских организаций ФНПР, международных организаций. 8.2. В области молодежной политики. Федерации профсоюзов Еврейской автономной области считает главной целью молодежной политики привлечение молодежи к активной профсоюзной деятельности и осознанному членству в профсоюзах для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов учащейся и работающей молодежи, подготовки и пополнения профсоюзного актива молодыми людьми. Для этого необходимо: - обеспечить участие молодежи в подготовке соответствующих предложений для внесения в областное трехстороннее соглашение, а также коллективные договоры, наличие в них разделов «Работа с молодежью»; - проводить активную работу по включению представителей молодежных советов Федерации профсоюзов Еврейской автономной области, членских организаций в состав резерва на руководящие должности в организациях профсоюзов разного уровня; - взаимодействовать с Молодежным советом ФНПР, Молодежным Советом ДВФО, органами государственной власти и иными организациями в сфере молодежной политики; - организовывать встречи, конференции, слеты, форумы, семинары, «круглые столы» по конкретным молодежным проблемам; 8.3. Информационная деятельность В области информационного обеспечения Федерация профсоюзов Еврейской автономной области: - продолжит формирование наиболее полного и позитивного общественного мнения о профсоюзах области, понимания у работников роли профсоюзов в современных социально-экономических условиях и осознанного членства в профсоюзах; - совершенствование структуры и содержания сайта Федерации профсоюзов ЕАО, модернизацию системы управления его содержимым, адекватно изменяющимся требованиям времени; - продолжит взаимодействие со средствами массовой информации для пропаганды профсоюзного движения и распространения информации о деятельности и позиции профсоюзов области; - активизирует деятельность по созданию и распространению средств профсоюзной агитации: видео, аудио, печатных материалов и другой продукции рекламного характера. 9. Укрепление материальной базы Федерации профсоюзов Еврейской автономной области, повышение эффективности ее использования. Не менее важными для Федерации профсоюзов Еврейской автономной области являются задачи по совершенствованию управления собственностью и более эффективного его использования. Эта задача будет решаться через: - обеспечение целостности имущества и использования его в интересах членов профсоюзов; - наиболее полной реализации права собственности по владению, пользованию и распоряжению имуществом, принадлежащим Федерации профсоюзов на праве собственности, созданным или приобретенным для выполнения своих уставных целей и задач, а также переданным ей в установленном порядке имуществом на ином вещном праве; - получение оптимальных доходов от эксплуатации профсоюзного имущества, от сдаваемых в аренду помещений, от иных гражданско-правовых сделок; - обеспечение представительства и защиты права собственности на профсоюзное имущество и других вещных прав профсоюзов области. 10. Совершенствование системы финансового обеспечения. С целью совершенствования системы финансового обеспечения Федерации профсоюзов Еврейской автономной области ставит задачу укрепления финансовой дисциплины во всех организациях профсоюзов через рациональное использование финансовых ресурсов. Для этого необходимо: - неукоснительное выполнение членскими организациями определенных Уставом Федерации профсоюзов Еврейской автономной области порядка уплаты и распределения собираемых членских взносов в установленных размерах; - регулярное обсуждение на заседаниях Совета Федерации профсоюзов Еврейской автономной области хода выполнения членскими организациями финансовых обязательств; - повышение требовательности к руководителям Федерации профсоюзов Еврейской автономной области, ее членским организациям, первичным профсоюзным организациям за целевое и экономичное расходование профсоюзных средств; - формирование по необходимости и в соответствии с принятыми решениями фондов солидарности и других фондов; - проведение контрольно-ревизионными комиссиями систематических проверок порядка уплаты, перечисления и учета профсоюзных взносов, а также целесообразности их использования на реализацию уставной деятельности.



Доклад М.В. Шмакова на 9съезде ФНПР

Уважаемые делегаты! Уважаемые гости съезда! Дорогие товарищи!

Мы собрались сегодня в Олимпийском парке год спустя после открытия XXII Олимпийских зимних игр , овеявших славой побед российский спорт. Олимпиада вызвала у россиян мощный эмоциональный подъем, куда потом добавился еще более мощный общий патриотический подъем от того, что Крым вернулся домой, в Россию. Мы собрались в год 70-летия Победы советского народа над германским фашизмом.

2015-й – это и год 110-летия деятельности профсоюзов в России, год 25-летия образования Федерации Независимых Профсоюзов России.

Время показало стратегическую правоту профсоюзов и правильность задач, поставленных VII съездом ФНПР.

Одни задачи решены – полностью или частично, об этом подробная информация в нашем сборнике «От съезда к съезду»; другие – утратили актуальность или нуждаются в корректировке в связи с изменившимися условиями.

И сегодня мы снова должны сверить наши часы, оценить достижения, уточнить направления работы. От того, какие решения будут приняты, в огромной степени зависит, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие не только российских профсоюзов, но и мирового профсоюзного движения, значительной частью которого мы являемся.

Предыдущий отчетно-выборный съезд проходил в ситуации, когда, казалось, кризис миновал и есть основания ожидать быстрого восстановления экономики, соответствующего роста доходов российских работников. Но сегодня мы сталкиваемся с новыми, ещё более серьёзными вызовами.

Идет грубое нарушение международного гражданского, торгового и финансового права. Называя вещи своими именами, надо признать, что против нас, нашей страны ведется война-современная, гибридная, с большим арсеналом разнообразных методов – информационных, пропагандистских, финансовых, - по своей разрушительной силе не менее эффективных, чем традиционное оружие. Корректируют «огонь» - кто по умыслу, кто по глупости – с нашей же территории, отсюда, изнутри. И ничто не страхует нас от полного развала и уничтожения, кроме нашей сплочённости.

Вместе с тем у России есть возможность совершить экономический рывок и вернуть себе роль одного из центров влияния, определяющего мировое развитие.

Что для этого нужно?

Прежде всего отстранить от управления тех, кто саботирует выполнение поручений политического руководства страны и чьи действия имеют деструктивные последствия для нашей экономики.

Кризис, который сейчас переживаем, исключительно рукотворный – сделан руками неолибералов, засевших в финансово-экономическом блоке правительства и в присоединившемся к нему Центробанке, при этом управленческие решения формируются людьми либо фатально некомпетентными в комплексных экономических вопросах, либо глубоко и искренне верующими, например, в рынок или демократические институты межстрановой конкуренции. И те, и другие – по итогам их работы, одинаковы. Именно они в погоне за наполнением казны рублями хотели девальвировать рубль (правда, ненамного), но просчитались и уронили его.

Решение (исходя из веры в либеральную экономическую теорию и советы МВФ), отпустить рубль в свободное плавание вошло в резонанс с падением цен на нефть и экономическими санкциями Запада против России, что кратно усилило разрушающее воздействие на экономику России и фактически завело страну в тупик. При этом санкции вводились как будто по наводке изнутри страны, прицельно били по самым слабым местам.

Попытки правительства России и Центрального банка выправить ситуацию сомнительны. Более того, решение Центробанка о повышении ключевой ставки лишило реальную экономику оборотных средств, ограничило доступ к кредитам под разумный процент. Можно ответственно говорить о том, что лишенные и западных, и российских кредитов предприятия будут ускоренно разоряться, а их работники пополнят армию безработных.

Лекарство правительство (в лице первого вице-премьера Шувалова) видит в структурных преобразованиях, на которые, как он сетует, общество не готово.

Какие структурные преобразования тормозит «безмозглое общество», лишённое «здравого смысла»?! Повышение пенсионного возраста, закрытие школ и больниц. Но это, по мнению вице-премьера, наиболее эффективно с точки зрения экономики, с точки зрения его «здравого смысла». То есть Правительство Российской Федерации предлагает продолжить экономику казино за счет народа.

Российская Федерация снова будет демонстрировать всему миру, как не надо действовать, на собственном опыте показывать пагубность либеральной экономической и финансовой политики. Хотя мировой экономический кризис 1920-1930-х годов, Великая депрессия 1929-1933 годов наглядно продемонстрировали последствия, к которым приводит в экономике либеральный подход.

(Это фактически «ультралиберальный» «религиозный» фундаментализм, как и религиозный фундаментализм леворадикалов в 1917 году).

Необходимость вмешательства государства в макроэкономическое функционирование рыночного хозяйства очевидна, как очевидна и необходимость повторения классической экономической азбуки – про труд как фактор производства.

До начала мирового кризиса (2009-2010) профсоюзы предупреждали о кризисе системы трудовых отношений, который стал тормозом глобального развития и источником проблем.

Корневой причиной кризиса системы трудовых отношений является дефицит достойного труда. Не случайно Международная организация труда – глобальный орган социального партнерства – взяла курс на достойный труд как основу устойчивого развития.

Формируют каркас достойного труда для достижения устойчивого экономического роста – достойная заработная плата, занятость, фундаментальные права в сфере труда, социальная защита и эффективный социальный диалог.

За последние 15 лет, особенно если сравнить с 90-ми годами прошлого века, произошел существенный рост реальной заработной платы. Хорошими темпами до кризиса 2009 года рос МРОТ. Однако, сегодня реальная заработная плата работников опять стремительно уменьшается.

Рост зарплаты, который происходил в течение последних пятнадцати лет, лишь в недавнее время приблизил ее к сопоставимым цифрам дохода работников в последние годы СССР. Но Россия, в отличие от Советского Союза, не имеет прежних общественных фондов, которые дополняли доходы работника, например, и в свободе передвижения (при низких ценах на билеты на транспорте), и в возможности лечения и восстановления здоровья (бесплатная медицина и льготные путевки).

С учетом этого (чтобы догнать СССР) зарплата в современной России должна была бы расти как минимум в три раза быстрее и составлять сегодня не менее 70 тысяч. А с учетом обвала рубля – и все 100.

Сложная ситуация с зарплатами бюджетников. С одной стороны, на общих цифрах они выросли – почти в соответствии с целевыми показателями президентских указов 7 мая 2012 года. С другой – во многих регионах этот рост был обеспечен либо за счёт увольнений работников и экономии фонда оплаты труда, либо за счёт совмещения должностей, что не повышает качества работы.

Нередко можно слышать, что в стране низкая производительность труда и потому де «работнику и так платят слишком много». Но производительность труда – это функционал организаторов производства, собственников и менеджеров. Как говориться, если у вас плохие работники, то вы плохие управленцы. С другой стороны, остаётся загадкой: как при такой «низкой» производительности труда и низкой зарплате работников собственники предприятий, где трудятся эти работники являются миллиардерами и мультимиллионерами? Один в поле пахарь – и тот акционер? Один на заводе труженик – и тот директор?

Проблема доходов работника, его заработной платы тесно связана с проблемой расходов. Умалчивать о расходах – значит недоговаривать. Ведь даже если при росте зарплаты до 100 тысяч рублей пропорционально, а то и быстрее растет квартплата, стоимость коммуналки и электроэнергии, цены в магазинах – значит этот рост иллюзорен. Да и где у работника эти 100 тысяч рублей зарплаты?.....

К слову, дешёвый труд противоречит и постулатам рыночной экономики. Труд – ресурс; у него есть собственник (сам работник); в рыночной экономике собственник ресурса должен получать доход (возмещение издержек плюс прибыль); нет этого – труд теряет качество, собственник «банкротится», предложение труда сокращается. А труд – важнейший фактор производства, а не нагрузка на бизнес! Только в виртуальной экономике финансового «казино» труд и человек не нужны, и они только мешают!

В последние годы происходит фактическое увеличение прямых и косвенных сборов с работника. То, что раньше стоило меньше или вообще оплачивалось из общественных фондов, перекладывается на плечи гражданина. Я имею в виду и фактическое сокращение бюджетных мест в системе высшего образования – при том, что Конституция по-прежнему говорит о возможности получить бесплатное высшее образование на конкурсной основе. Я имею в виду и фактические платные услуги в учреждениях здравоохранения - несмотря на имеющиеся конституционные гарантии. (Антикризисные предложения – платное первое обращение к врачу). Растет нагрузка на имущество, которым обладает работник. Переход на оплату недвижимого имущества по кадастровой стоимости – не сомневаюсь – серьёзно ударит по бюджету семей российских работников и по доходам предприятий. Как будут компенсированы работнику эти новые расходы? По состоянию на сегодня – никак.

Если оставить политкорректные экивоки, надо честно сказать: система распределения доходов и расходов в сегодняшней России откровенно несправедлива. На одном и том же предприятии разрыв в зарплатах между топ-менеджерами и работниками может достигать ста и более раз. Эти цифры учитывают только заработную плату, оставляя в стороне доходы собственника в виде дивидендов и пр. И эту сегодняшнюю несправедливость не оправдывает то, что 20 лет назад дело обстояло еще хуже.

Доход работника напрямую связан с его рабочим местом. Однако при этом нужно учитывать, что сам работник не может повлиять не только на производительность рабочего места, но и на его безопасную организацию. Безопасное рабочее место, оборудованное современной техникой, - это тоже компетенция работодателя. Здесь мы видим две проблемы. Во-первых, многие работодатели предпочитают использовать технологии прошлого века, опираясь и даже публично декларируя необходимость низких зарплат у работников, действую по принципу «два солдата из стройбата заменяют экскаватор». Во – вторых, пытаясь сократить свои расходы, некоторые работодатели, используя переход на новую модель специальной оценки условий труда, пытаются «переписать» вредные рабочие места в безвредные либо виртуально снизить уровень вредности.

Мы, профсоюзы, прекрасно понимаем, что за последние 30 лет технологии защиты здоровья работника на рабочем месте улучшились. Но это не повод грязное называть чистым. Нам нужны чистые рабочие места, которые определены таковыми не в результате манипуляций с системами экспертизы. Работодатель, который не в состоянии обеспечить безвредные условия труда, должен заплатить работнику за причиненный ущерб его здоровью. Но – за реальную, а не вымышленную вредность. При переходе на спецоценку условий труда нужна, без преувеличения, жесточайшая система контроля деятельности экспертных организаций. Обеспечить её – задача и обязанность государства на федеральном уровне. А профсоюзы готовы со своей стороны наладить функцию общественного контроля. Это особенно важно в связи с решением Правительства РФ провести в 2015-2016 г. г. специальную оценку условий труда в больших масштабах и в обязательном порядке на крупных предприятиях промышленности, транспорта и связи.

Пенсионные реформы. Они перманентно идут в стране уже два десятка лет. Регулярно россиян водят по большому кругу туманных ответов на два конкретных вопроса – «что такое пенсия» и «из чего она должна состоять». Хотя ответы простые.

Пенсия работника – это не бюджетные средства, которыми распоряжаются чиновники. Пенсия – это не милость работодателя или благодеяние государства. Пенсия - это отложенная зарплата работников. То, что работник уже заработал и что должно быть использовано на его «последующую» жизнь.

Она складывается из двух основных частей. Из части государственного обязательного пенсионного страхования, которая выплачивается из сегодняшних взносов в Пенсионный фонд. И – из добровольной накопительной части, которую сам работник должен определять – в каком размере откладывать и в какой негосударственный пенсионный фонд нести.

Мы не удивлены тем, что отказ от обязательного накопительного элемента в обновленной пенсионной системе вызвал бурю негодования со стороны негосударственных пенсионных фондов. Их отлучили от дешёвой и бесконтрольной кормушки, в которую до недавнего времени государственным насосом перекачивались деньги работника. Теперь негосударственным фонда придется привлекать накопления работников под гораздо более серьезным контролем государства. Выживут немногие. Но для работников, интересы которых представляем мы - профсоюзы, такой подход сулит большую выгоду.

Поддерживая исключение накопительного элемента из системы государственного обязательного пенсионного страхования, мы не отрицаем негосударственные фонды. Пусть пасутся и те, и другие, нагуливая жирок для будущей пенсии работников. Но пасутся на разных пастбищах.

При этом мы прекрасно понимаем, что рост пенсий серьезно зависит не только от действующего пенсионного механизма, но и от размеров зарплат работников. Только в сказках работодателей из сегодняшней малой зарплаты может возникнуть завтрашняя обеспеченная старость. Требуя и добиваясь повышения зарплаты, мы - профсоюзы не только выступаем за стимулирование развития внутреннего спроса, то есть реального роста экономики, но и за формирование финансовой базы для роста пенсионных выплат работникам.

Изменить экономическое положение наёмного работника должны соединенные усилия государства и общества в лице профсоюзов и социально ориентированного бизнеса. В сфере экономики все, кроме либеральных фундаменталистов, уже давно ушли от идеи «невидимой руки рынка», которая выправит все перекосы без участия государства. Но при этом многие продолжают считать, что «невидимая рука производительности труда» каким-то волшебным образом сама увеличит зарплаты работников. Мы жили в тучные годы роста российской экономики, мы пережили тощие годы кризиса. Поэтому можем сравнивать политику работодателей в отношении доходов работников. Она проста и незатейлива, укладывается в два предложения.

В период роста – доходы предприятия тратятся на дивиденды и приобретение новых активов, а зарплата индексируется в размере чуть выше инфляции, в лучшем случае. В период спада – экономить начинают на фонде оплаты труда, перекладывая заботу об уволенных на плечи государства. Даже если завтра производительность труда в стране увеличится в два раза, это никак не изменит модель поведения работодателей. Новые доходы просто уйдут в дивиденды, а работникам достанется инфляционная индексация. Утверждать иное можно только в расчёте на аудиторию без памяти. А мы с вами – помним многое.

В российском обществе высок запрос на справедливость. И дело не только в том, что социальное расслоение породило новые классы внутри российского общества. Класс собственников – требует и получает преференции как экономические, так и политические. Класс неимущих – поддерживается по остаточному принципу. Классу неимущих промывают мозги «идеологией общества потребления» и загоняют в кабалу потребительских кредитов.

И только в ситуациях, когда от позиции класса неимущих зависит существование России как государства, его замечают и к нему обращаются. Образ общероссийского Уралвагонзавода до сих пор держит в страхе либеральную общественность. Именно тот неимущий работник, который получает небольшую зарплату, сидит «по уши» в кредитах, был и остается главным патриотом своей страны. Он доказал это на Поклонной горе не только в Москве, но и Поклонных горах всей страны, которые защитили государство в начале 2012 года. Он доказал это русской весной 2014 года, поддержав решение народа Крыма о воссоединении с Россией.

Считаю, что в ситуации, когда внешнеполитический кризис накладывается на экономические проблемы внутри страны, российские профсоюзы должны прямо и недвусмысленно подтвердить свою национальную идентичность. Да, ФНПР – это часть мирового профсоюзного движения. ФНПР будет и далее оказывать солидарную поддержку акциям и инициативам Международной конфедерации профсоюзов, Всеобщей конфедерации профсоюзов, братским национальным профцентрам. Ход мирового исторического развития показывает – коренные задачи профсоюзов остаются неизменными. А значит, мы всегда будем поддерживать наших братьев за рубежом. Бороться за возможность для трудящихся всех стран и континентов жить и работать в мире, стабильности и уверенности в завтрашнем дне без войн и санкций. Мы – интернационалисты!

Но при этом мы – профсоюзы, обладающие национальной спецификой, не отделяющие себя от России, от нужд и чаяний российских граждан. И в этом смысле мы - российские профсоюзы, наверное, более патриотичны, нежели многие сильные мира сего, которые готовы в любой момент паковать чемоданы с прибылью и, как они говорят, «валить из этой страны».

Наша профсоюзная позиция – не безоглядная оппозиция или столь же безоговорочный «одобрямс» подчас непродуманным действиям. Мы выступаем за профсоюзное ответственное участие в выработке и реализации государственных решений. И мы уже сегодня участвуем в выработке этих решений. Не только на уровне Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, но и в каждом регионе России в системе социального партнерства, где трёхсторонняя комиссия - и место для дискуссии, и место для принятия сбалансированных решений.

Развитие и повышение конкурентоспособности реального сектора экономики;

- Создание во всех отраслях экономики новых производств и высокотехнологичных (высокопроизводительных) рабочих мест с достойной заработной платой и условиями труда;

- Активное стимулирование внутреннего спроса – именно такой вариант развития страны поддерживают профсоюзы России.

В периоды рецессии государство должно проводить активную политику стимулирования спроса, в том числе за счет увеличения бюджетных расходов, как это было сделано в период кризиса 2008-2009 годов. Повышение покупательной способности граждан, с одной стороны, обеспечит рост внутреннего спроса на товары и услуги, а с другой, простимулирует население к сбережениям, которые обеспечат возможность кредитования бизнеса.

Однако всё кредитование российской промышленности невозможно «повесить» исключительно на сбережения населения. Ситуация, когда предприятия могли получать «длинные» и дешевые кредиты в основном в иностранных банках, завершилась. И теперь российская банковская система должна повернуться к российской промышленности. К сожалению, на сегодня вместо поддержки экономики банки предпочитают загонять в кредитное рабство и российских граждан и российские предприятия.

Не лучше выглядит и позиция бизнеса. Необходимость модернизации производства зачастую пытаются подменить увеличением эксплуатации работников при одновременном снижении их реальных доходов. И это не случайно. Руководствуясь принципом "кому война - а кому мать родна" многие отечественные капиталисты даже кризис и внешнюю угрозу стране используют для личного обогащения. Причем одновременно воюя с профсоюзами, которые пытаются защитить права и интересы работников. Для России – это путь в никуда.

Мы остаемся верны позиции: не человек для экономики, а экономика для человека. Российская экономика сегодня оказалась без кредитов, а российский работник под ударом роста цен. Эту ситуацию нельзя исправить никакими «невидимыми руками». Мы хотим видеть твердую руку государства, которое поддерживает российское производство и российского труженика.

Я уже сказал выше, каким мы видим альтернативный путь развития страны. Но кроме экономики нужны меры по поддержке трудящихся. Реструктуризация экономики обычно сопровождается ростом безработицы. Значит, нужны дополнительные программы переобучения. Нужна программа общественных работ. Нужно пересмотреть пособие по безработице, чей максимальный размер сегодня – 4900 рублей – вызывает, мягко говоря, удивление. Нужно пересмотреть миграционную политику, оставив за миграционной службой только полицейские функции, а всю ответственность за трудовую миграцию возложить на Министерство труда. Необходимо отложить введение налога на недвижимость на основе её кадастровой оценки. До стабилизации экономической ситуации в стране.

Переориентация экономики на внутренний спрос, её реструктуризация не может проходить без серьезного общественного контроля, который со стороны работников осуществляют профсоюзы, а на уровне предприятий – первичные профорганизации. Именно те первичные профорганизации, которые сегодня защищают своих членов профсоюза, оказываются под прямым давлением со стороны работодателя. Стоит председателю профкома заикнуться о незаконных увольнениях или других нарушениях закона, как он становится на предприятии персоной «нон грата», а начальники цехов раздают работникам образцы заявлений о выходе из профсоюза. В декабре прошлого года с такими ситуациями столкнулся Горно-металлургический профсоюз России сразу на нескольких предприятиях в Челябинской области. При этом судебная практика показывает – доказать в суде антипрофсоюзную деятельность крайне сложно. Считаю, что законодательные органы, прокуратура, судебная система в целом должны сформулировать и реализовывать на практике более жесткое отношение к подобным действиям. Более того, нужно идти по пути большей открытости в части трудовых отношений на предприятии. Недавно государством принято решение о раскрытии информации о зарплатах топ-менеджеров государственных компаний. Однако частные компании такую информацию подводят под понятие коммерческой тайны. Почему? Директора стесняются своих миллионных зарплат на предприятиях, где работники получают по 15 тысяч? Или такая разница в зарплатах и есть главный коммерческий секрет предприятия – «вы получаете так мало, потому что мы получаем так много»?

Отдельные экономисты либерального толка считают, что сильные институты представительства работников являются «путами на ногах» экономики. Им так считать можно: они теоретики и прожектёры. Практики, которые имеют дело с конкретными проблемами людей, знают точно: успешными будут только те решения, которые идут не только от сугубо финансовых интересов, но и от людей, их нужд и потребностей, учитывают их мнение, позитивно отражаются на их семьях и в которых люди активно участвуют, прежде всего через профсоюзы. Иметь сбалансированный бюджет, безусловно, важно, но не в ущерб сбалансированности человеческой жизни.

Конечно, расширение прав профсоюзов должно сопровождаться повышением эффективности нашей работы. Но все свои недостатки мы видим лучше, чем даже наши заядлые критики. И в отличие от них, мы прилагаем большие усилия для укрепления нашей профсоюзной структуры, повышения ее эффективности. Символом этого являются более 20 миллионов человек, которые были и остаются членами профсоюзов и которые ежегодно вступают в российские профсоюзы, входящие в ФНПР. Их доверие – бесценно. Это кредит, который мы должны оправдать и умножить.

В своем выступлении я говорил о проблемах, которые стоят перед страной и ее гражданами. Конечно, было бы проще и спокойнее говорить о достижениях. Но, как когда-то сказал Вильям Шекспир в пьесе «Король Иоанн»,

«Когда о худшем слышать не хотите, -

Оно на вас обрушится неслышно».

Вступая в будущее, нужно трезво оценивать уровень угроз, и открыто говорить о том, как с ними бороться. В процессе конструктивного социального диалога можно найти оптимальные решения всех проблем экономического роста.

У нас есть все, чтобы победить спады и кризисы.

И мы победим!



Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"

С изменениями и дополнениями от:
21 марта, 25 июля 2002 г., 30 июня, 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 9 мая 2005 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г., 1 июля, 28 декабря 2010 г., 2 июля 2013 г., 14 октября, 22 декабря 2014 г., 31 января 2016 г.

Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года

Глава I. Общие положения

Информация об изменениях:
Федеральным законом от 31 января 2016 г. N 7-ФЗ в статью 1 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Федерального закона
Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов (далее - профсоюзы). Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами, а также определяет правовое положение профессиональных союзов (профсоюзных организаций) и их объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения как видов общественных организаций, ассоциаций и союзов соответственно.

Статья 2. Право на объединение в профсоюзы
1. Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Все профсоюзы пользуются равными правами.
2. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.
3. Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских профсоюзах.
4. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.
5. Профсоюзы имеют право создавать свои объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или иному учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения (ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации) организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 444-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 3. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:
первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя - индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза. В структуре первичной профсоюзной организации могут образовываться цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы или иные структурные подразделения в соответствии с уставом соответствующего профсоюза;
общероссийский профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - связанных общими социально-трудовыми и профессиональными интересами работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации либо объединяющее не менее половины общего числа работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности. В структуре общероссийского профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации;
общероссийское объединение (ассоциация) профсоюзов - добровольное объединение общероссийских профсоюзов, территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на всей территории Российской Федерации или на территориях более половины субъектов Российской Федерации;
межрегиональный профсоюз - добровольное объединение членов профсоюза - работников одной или нескольких отраслей, одного или нескольких видов экономической деятельности, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации. В структуре межрегионального профсоюза наряду с первичными профсоюзными организациями могут образовываться в соответствии с его уставом территориальные организации профсоюза и иные профсоюзные организации;
межрегиональное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение межрегиональных профсоюзов и (или) территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов, действующее на территориях менее половины субъектов Российской Федерации;
территориальное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов - добровольное объединение организаций общероссийских, межрегиональных профсоюзов, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации либо на территории города или района;
территориальная организация профсоюза - добровольное объединение членов профсоюза, состоящих в первичных и иных профсоюзных организациях, входящих в структуру одного общероссийского или межрегионального профсоюза, действующее на территории одного субъекта Российской Федерации, либо на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, либо на территории города или района;
профсоюзный орган - орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или уставом первичной профсоюзной организации;
профсоюзный представитель (доверенное лицо) - профорганизатор, профгрупорг, руководитель профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, профсоюзного органа или другое лицо, уполномоченное на представительство уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, уставом первичной профсоюзной организации или решением профсоюзного органа;
организация - предприятие, учреждение, организация независимо от форм собственности и подчиненности;
работодатель - организация (юридическое лицо), представляемая ее руководителем (администрацией), либо физическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;
работник - физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, лицо, обучающееся в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования;
член профсоюза - лицо (работник, временно не работающий, пенсионер), состоящее в первичной профсоюзной организации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ в статью 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2003 г.

Статья 4. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также на российские организации, находящиеся за рубежом, и другие организации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ в пункт 2 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 15 января 2011 г.

2. Права профсоюзов и гарантии их деятельности, закрепленные настоящим Федеральным законом, распространяются на все первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации), а также на образованные ими профсоюзные органы и на профсоюзных представителей в пределах их полномочий.

Особенности применения настоящего Федерального закона в отношении профсоюзов, объединяющих военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Следственного комитета Российской Федерации, судей и прокуроров, определяются соответствующими федеральными законами.

Статья 5. Независимость профсоюзов

1. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

2. Запрещается вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их уставной деятельности.

Статья 6. Правовая основа деятельности профсоюзов

1. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также законами субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации не может ограничивать права профсоюзов и гарантии их деятельности, предусмотренные федеральными законами.

3. Если международными договорами Российской Федерации, конвенциями Международной организации труда, ратифицированными Российской Федерацией, установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международных договоров и конвенций.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 444-ФЗ в наименование статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 7. Уставы профсоюзов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 444-ФЗ пункт 1 статьи 7 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

1. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) самостоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы, свою структуру, образуют профсоюзные органы и определяют их компетенцию, организуют свою деятельность, проводят собрания, конференции, съезды и другие мероприятия. Уставы первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, входящих в структуру общероссийских, межрегиональных профсоюзов, и уставы объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов не должны противоречить уставам соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).

2. Устав профсоюза должен предусматривать:
наименование, цели и задачи профсоюза;
категории и профессиональные группы объединяемых граждан;
условия и порядок образования профсоюза, принятия в члены профсоюза и выхода из него, права и обязанности членов профсоюза;
территорию, в пределах которой профсоюз осуществляет свою деятельность;
организационную структуру;
порядок образования и компетенцию профсоюзных органов, сроки их полномочий;
порядок внесения дополнений и изменений в устав, порядок уплаты вступительных и членских взносов;
источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов;
местонахождение профсоюзного органа;
порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации профсоюза и использования его имущества в этих случаях;
другие вопросы, относящиеся к деятельности профсоюза.

3. Устав объединения (ассоциации) профсоюзов должен предусматривать:
наименование, цели и задачи объединения (ассоциации) профсоюзов;
состав участников;
территорию, в пределах которой оно осуществляет свою деятельность;
порядок образования профсоюзных органов и их компетенцию;
местонахождение профсоюзного органа;
сроки полномочий профсоюзного органа;
источники образования доходов и иного имущества, порядок управления имуществом профсоюзов;
порядок внесения дополнений и изменений в устав;
порядок реорганизации, прекращения деятельности и ликвидации объединения (ассоциации) профсоюзов и использования его имущества в этих случаях;
другие вопросы, относящиеся к деятельности объединения (ассоциации) профсоюзов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 444-ФЗ в наименование статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 8. Государственная регистрация профсоюзов в качестве юридических лиц

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 444-ФЗ в пункт 1 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, иной профсоюзной организации, входящей в структуру общероссийского или межрегионального профсоюза, объединения (ассоциации) организаций профсоюзов в качестве юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений об их создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о прекращении их деятельности.

Государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.

Для государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальный орган в субъекте Российской Федерации по месту нахождения соответствующего профсоюзного органа представляются подлинники либо нотариально удостоверенные копии уставов, заверенные копии решений съездов (конференций, собраний) о создании профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, об утверждении уставов, перечней участников - соответствующих профсоюзов, их объединений (ассоциаций).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации представляют указанные документы в течение месяца со дня их образования.

При получении указанных документов федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган направляет в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган) сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом документов. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

При получении от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о профсоюзе, либо об объединении (ассоциации) профсоюзов, либо о первичной профсоюзной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

Федеральный орган государственной регистрации, его территориальные органы в субъектах Российской Федерации, уполномоченный регистрирующий орган не вправе контролировать деятельность профсоюзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, а также отказывать им в регистрации.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.

Государственная регистрация первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица может осуществляться также представителем профсоюзного органа соответствующего профсоюза по доверенности.

2. Отказ в государственной регистрации или уклонение от нее могут быть обжалованы профсоюзами, их объединениями (ассоциациями), первичными профсоюзными организациями в суд.

Статья 9. Запрещение дискриминации граждан по признаку принадлежности или непринадлежности к профсоюзам

1. Принадлежность или непринадлежность к профсоюзам не влечет за собой какого - либо ограничения социально-трудовых, политических и иных прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Запрещается обусловливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение лица принадлежностью или непринадлежностью его к профсоюзу.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 444-ФЗ в наименование статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 10. Реорганизация, прекращение деятельности, приостановка, запрещение деятельности и ликвидация профсоюза

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 444-ФЗ в пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Реорганизация или прекращение деятельности профсоюза или первичной профсоюзной организации осуществляются по решению его членов в порядке, определяемом уставом профсоюза, уставом первичной профсоюзной организации, а ликвидация профсоюза или первичной профсоюзной организации как юридического лица - в соответствии с федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 2 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

2. Государственная регистрация профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией и государственная регистрация профсоюза или первичной профсоюзной организации, создаваемых путем реорганизации, осуществляются в порядке, предусмотренномФедеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией, представляются в орган, которым был выдан документ о государственной регистрации данного профсоюза или данной первичной профсоюзной организации.

Документы, необходимые для осуществления государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации, создаваемых путем реорганизации, представляются в федеральный орган государственной регистрации или его территориальные органы в соответствующих субъектах Российской Федерации. При этом порядок представления указанных документов определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При получении документов, необходимых для государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией либо в случае их создания путем реорганизации, федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании представленных федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения указанных сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, который представил указанные сведения и документы.

Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации профсоюза или первичной профсоюзной организации в связи с их ликвидацией либо в случае их создания путем реорганизации определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. В случае, если деятельность профсоюза противоречит Конституции Российской Федерации, конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, федеральным законам, она может быть приостановлена на срок до шести месяцев или запрещена решением Верховного Суда Российской Федерации или соответствующего суда субъекта Российской Федерации по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации. Приостановка или запрещение деятельности профсоюза по решению каких-либо иных органов не допускается.

4. Деятельность профсоюза, первичной профсоюзной организации может быть приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О противодействии экстремистской деятельности".